Учебный план на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
В МКДОУ детском саду №1 «Солнышко» целостность педагогического
процесса обеспечивается реализацией Основной общеобразовательной
Программы дошкольного образования
«От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Методическое
обеспечение основной программы соответствует перечню методических
изданий, рекомендованных министерством образования РФ по разделу
«Дошкольное воспитание».
Содержание образовательного процесса представлено следующими
направлениями развития:
-социально-коммуникативное;
-познавательное;
-речевое;
-художественно-эстетическое;
-физическое.
Целью Программы является создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование
основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и
физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование
предпосылок
к
учебной
деятельности,
обеспечение
безопасности
жизнедеятельности дошкольника.
Данная образовательная программа предполагает:
удовлетворение образовательных потребностей детей и их родителей;
повышение качества знаний, умений, навыков детей;
создание каждому ребенку условий для полноценного развития.
Образовательная программа имеет необходимое кадровое, методическое,
материально-техническое обеспечение и дает возможность развития
творческого потенциала личности и удовлетворения образовательных
интересов дошкольников.
Основные цели программы:
-воспитывать нравственно здоровых детей с раннего детства, с развитыми
общечеловеческими качествами;
-обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и
психологического);
-всестороннее и своевременное психическое развитие;

-формирование активного и бережно-уважительного отношения к
окружающему миру;
-уважительное отношение к результатам детского творчества;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко
всем воспитанникам;
-приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям,
искусству, морали);
-единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи.
Основные инновации Программы:
внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени
отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и
событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.;
введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг;
принята концепция образовательного результата, где гармонично
сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и
освоение знаний, умений, навыков;
вводятся новые образовательные технологии: пространство детской
реализации, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология
позитивной социализации;
осуществляется переход на новый формат детско-взрослого
взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и
нацеленного на развитие детской инициативы;
подробно прописаны принципы организации развивающей предметнопространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности
и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам;
предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители
и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых
общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал,
занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению
воспитателя и содействует ему по мере сил.
Педагогический процесс в ДОУ во всех возрастных группах осуществлять в
соответствии с:
инновационной программой дошкольного образования «От рождения до
школы»

Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой (Москва, Мозаика - Синтез,
2021год, издание 6-е дополненное);
региональной образовательной программой дошкольного образования РД
ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи под редакцией М.И. Шурпаевой, М.М.
Байрамбекова, У.А. Исмаиловой, А.В. Гришиной (2015г);
Парциальными программами:
«Юный эколог» - автор С.Н. Николаева;
«Музыкальное воспитание в детском саду» автор С.С. Агабекова;
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина,
О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева);
«Дети гор» региональная программа развития и воспитания дошкольников
Дагестана (Кондрашова В.В.);
«Развитие ребенка в изобразительной деятельности» программа
художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет автор
Лыкова И.А.;
«От истоков прекрасного к творчеству» автор Байрамбеков М.М.;
«Математические ступеньки» автор Колесникова Е.В.
«Родничок» под ред. Магомедова А.М..
В целях приобщения дошкольников к истории и культуре родного края,
знакомства с народными промыслами, развитие в художественно- творческой
деятельности, ознакомления с устным народным творчеством, ремёслами,
обычаями родного края, введен региональный компонент.
В детском саду реализуется региональная образовательная программа
дошкольного образования РД, изданная по решению учёного совета ГБУ
«Дагестанский научно – исследовательский институт педагогики им. А.А.Тахо Годи» в 2015 году, а так же нижеперечисленные программы:
Образовательная программа по социально – коммуникативному развитию
детей для ДОО РД «Салам алейкум»;
Образовательная программа по формированию у дошкольников гендерной
принадлежности для ДОО РД «Я и ты»;
Образовательная программа по физическому развитию детей для ДОО РД
«Орлята»;
Образовательная программа по формированию экологической культуры
детей для ДОО РД «Мир вокруг»;
Образовательная программа по изобразительному искусству для ДОО РД
«От истоков прекрасного – к творчеству»;

Образовательная программа по познавательному развитию детей для ДОО
РД «Познаем наш край родной».
Целью данных программ является создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование
общей культуры ребёнка, всестороннее развитие его психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности с учётом
социальных, климатических, географических условий и национальных
особенностей Дагестана.
Важным компонентом вышеуказанных программ является воспитание детей на
основе уважения к традиционным духовным ценностям народов Дагестана:
гостеприимство, взаимопомощь, почитание старших, проявление заботы о
младших и пожилых людях, любовь к родителям, к родному краю, к России –
нашей многонациональной родине.
Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с родным краем в
приложении 1.
С целью формирования у детей эстетического восприятия, эмоциональной
отзывчивости к красоте родной природы, произведениям изобразительного и
декоративно – прикладного искусства народов Дагестана в соответствии с
требованиями ФГОС ДО в ДОУ приобретено методическое пособие
М.М. Байрамбекова «Ознакомление детей дошкольного возраста с народным
искусством Дагестана» (издательство «Лотос» г. Махачкала 2018г.). К пособию
имеется приложение в виде демонстрационного материала по всем видам
народно –прикладного искусства народов Дагестана.
ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными –
суббота, воскресенье. Длительность пребывания детей в ДОУ составляет 12
часов.
В ДОУ функционирует 7 возрастных групп дневного пребывания,
укомплектованных
в соответствии с возрастными нормами:
- вторая младшая (с 3 до 4 лет) - 1 группа
- средняя (с 4 до 5лет) - 2 группы
- старшая (с 5 до 6 лет) -2 группа
- подготовительная (с 6 до 7 лет) -2 группа.
Педагогический процесс в ДОУ осуществляется в трех направлениях:
специально организованное обучение в форме образовательной деятельности
совместная деятельность воспитателя и ребенка
свободная самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность рассматривается как важная, но не
преобладающая форма организационного обучения детей.
Исключаются: школьно-урочная форма проведения занятий, обязательные
ответы у доски, стереотипное выполнение всех заданий по инструкции
взрослого, проведение большинства занятий, сидя за столами.
В работе с детьми используются различные формы работы: фронтальная,
подгрупповая, индивидуальная, которые применяются с учетом возраста и
уровня развития ребенка, а также сложности программного и дидактического
материала на основе социо – игровых подходов и интегративной технологии.
Педагогам предоставляется право варьировать место образовательной
деятельности в педагогическом процессе, интегрируя (объединяя) содержание
различных видов образовательной деятельности в зависимости от
поставленных целей и задач обучения и воспитания.
Учебный план ДОУ соответствует Уставу, модели детского сада,
общеобразовательной и региональной программам, обеспечивая выполнение
примерных требований к содержанию и методам воспитания и обучения,
реализуемых в ДОУ, гарантирует ребенку получение комплекса
образовательных услуг.
Учебный год в ДОУ начинается 1 сентября и заканчивается 31мая; в группах,
осуществляющих прием детей, на период приема идет адаптационный период;
с1- 15 сентября и с 17- 31 мая проводится мониторинг, с 1 июня по 31 августа –
летние каникулы.
Возрастные Образовательные Нагрузки
Учебный план МКДОУ «Д/с №1 «Солнышко» на 2022-2023 учебный год
(составлен в соответствии с требованиями Примерной программы «От
рождения до школы» под редакцией
Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой,
Т.С.Комаровой, утвержденной Министерством Образования РФ и СанПин
2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.)

Длительность условного
учебного часа (в
минутах)
Количество условных
учебных часов в неделю

II
младшая
до 15 мин

Средняя
группа
До 20 мин

Старшая
группа
до 25 мин

Подгот.
группа
до 30 мин

Основные
10

Основные
10

Основные
13

Основные
14

Общее астрономическое
время образовательной
деятельности в часах в
день
Общее
астрономическое время
образовательной
деятельности в часах в
неделю
Общее астрономическое
время образовательной
деятельности в часах в
месяц
Общее астрономическое
время образовательной
деятельности в часах в
год

30 мин.

40 мин.

75 мин.

90мин.

2ч.
30 мин

3ч.
40 мин

6ч.
15 мин

7ч.
30 мин

10 ч.

13ч. 20
мин

25 ч.

30 ч.

90 ч.

120 ч.

225 ч.

270 ч.

В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями –
не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут
проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в
неделю. Длительность этих занятий - не более 25-30 минут.
Введен региональный компонент каждую третью неделю месяца. Ведётся
работа по развитию художественно-творческой деятельности, ознакомлению с
устным народным творчеством, ремёслами, обычаями родного края.
Физкультурно–оздоровительными и медицинскими услугами охвачены все
дети МКДОУ. В сетке занятий предусмотрено 2 занятия в групповом
помещении, (отсутствует физкультурный зал), третье проводится на прогулке.
В целом на двигательную деятельность детей в режиме дня отводится не менее
4 часов в день.
Кружки на базе детского сада не функционируют.

Нормативные документы, регламентирующие составление базисных
учебных планов дошкольных образовательных учреждений:
1.Закон РФ «Об образовании» от 01.09.2013 №273-ФЗ.

2. Приказ Министерства образования и науки «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
№1165 от 17.10.2013г.
2.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,
утвержденном постановлением Российской Федерации от 27 октября 2011г.
№2562
3.О построении преемственности в программах дошкольного образования и
начальной школы. Письмо Минобразования России от 09.08.2000 №237/16
4.Инструктивно – методическое письмо Министерства образования РФ от
14.03.2000г. №65/23- 16
5.Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы дошкольных образовательных
организаций», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26.
6.Концепцией социально-экономического развития РФ на период до 2020г
(Приложение к письму от 8.05.08 №03-946) «Актуальные задачи модели
современного образования»;
7.Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной
аккредитации дошкольных образовательных учреждений (Приказ №1165
Минобразования
России
от
17.10.
2013г.«Об
утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»).
8.О документации детских дошкольных учреждений. Приказ Министерства
народного образования РСФСР от 20.09.1988.
9.О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор
программ и педагогических технологий. Письмо Минобразования России от
02.06.98 №89/34-16.
В соответствии с Программой учебный план охватывает следующие
структурные единицы, представляющие определённые направления развития и
образования детей (далее – образовательные области):

Физическое развитие включает
 приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в
том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие
таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики
обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму
выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в
обе стороны);
 формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение
подвижными
играми
с
правилами;
становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
 становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Социально-коммуникативное развитие направлено:
 на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками;
 становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляциисобственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
 формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
 формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает





развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о

социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее
природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает:
 владение речью как средством общения и культуры;
 обогащение активного словаря; развитие речевого творчества;
 развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи;
 развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
 знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы;
 формирование
звуковой
аналитико-синтетической
активности
как
предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
 развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы;
 становление эстетического отношения к окружающему миру;
 формирование элементарных представлений о видах искусства;
 восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
 стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
 реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Базисный учебный план МКДОУ «Д/с №1 «Солнышко»
Учебный план МКДОУ «Д/с №1 «Солнышко» на 2022-2023 учебный год
(составлен в соответствии с требованиями Примерной программы «От
рождения до школы» под редакцией
Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой,
Т.С.Комаровой, утвержденной Министерством Образования РФ и СанПин
2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.)

Базовый вид
деятельности

2
мл.гр.

Ср.гр
«А»

Ср.гр
«Б»

Ст. гр.
«А»

Ст. гр.
«Б»

Подг.
«А»

Подг.
гр.
«Б»

Ознакомление
с окружающим
ФЭМП
Развитие речи
Музыка
Рисование
Аппликация
Лепка
Физкультура
Конструктивная
деятельность

1

1

1

1

1

1

1

1
1
2
1
0,5
0,5
2+1

1
1
2
1
0,5
0,5
2+1

1
1
2
1
0,5
0,5
2+1

1
2
2
2
0,5
0,5
2+1
1

1
2
2
2
0,5
0,5
2+1
1

2
2
2
2
0,5
0,5
2+1
1

2
2
2
2
0,5
0,5
2+1
1

Вне занятий
1
1

Конструк1
тивная
деятельность
(обогащенная
игра)
Итого:
10
10
10
13
13
14
14
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах
деятельности
Чтение
Ежед Ежед Ежед Ежед Ежед Ежед Ежедне
художественно невно нев- невневневнев- вй литературы
но
но
но
но
но
но
Национальный
+
+
+
+
+
+
+
региональный
компонент

Базисный учебный план 2 младшей группы МКДОУ
реализующей основную образовательную программу дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой,
Т.С.Комаровой (М.: Мозаика-Синтез, 2019год);
Продолжительность одного занятия – 15 минут. Допустимая нагрузка в неделю
не более 10 занятий. Количество занятий в первой половине дня не более 2-х.
Перерыв между ними 10 мин.

Количество
занятий в неделю

№
1.

Базовая часть
Ознакомление с окружающим миром

2.

1

3.

Формирование элементарных
математических представлений
Развитие речи

4.

Музыка

2

5.

Рисование

1

6.

Аппликация/лепка

7.

Физкультура

8.

Национально- региональный компонент
Итого:

1

1

0,5/0,5
2+1 (на
воздухе)
+
10

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах
деятельности
Чтение художественной литературы
ежедневно
Конструктивно – модельная деятельность
(Обогащенная игра)
Игровая деятельность
Общение при проведении режимных
моментов
Развивающее общение на прогулке

1раз в неделю
во 2 половине
дня
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно

Базисный учебный план средней группы МКДОУ,
реализующего программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения
до школы», в соответствии с ФГОС, под редакцией Н.Е.Вераксы, региональный
компонент – Региональная образовательная программа дошкольного
образования Республики Дагестан, программа «Родничок», «Дети гор».

Возраст детей 4-5 лет. Продолжительность одного занятия – 20 минут.
Допустимая нагрузка в неделю не более 10 занятий. Количество занятий в
первой половине дня не более 2– х. Перерыв между ними 10 мин.
№

Базовая часть

1.

Ознакомление с окружающим

2.

1

3.

Формирование элементарных
математических представлений
Развитие речи

4.

Музыка

2

5.

Рисование

1

6.

Аппликация/лепка

7.

Физкультура

8.

Количество
занятий в неделю
1

1

0,5/0,5
2+1 (на воздухе)

Национально- региональный компонент

+

Итого:

10

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах
деятельности
Чтение художественной литературы
Ежедневно
Конструктивно – модельная деятельность
(обогащенная игра)
Игровая деятельность
Общение при проведении режимных
моментов
Развивающее общение на прогулке

1 раз в неделю во 2
половине дня
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно

Базисный учебный план старшей группы МКДОУ,
реализующего программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения
до школы», в соответствии с ФГОС, под редакцией Н.Е. Вераксы,
региональный компонент - Региональная образовательная программа
дошкольного образования Республики Дагестан, программа «Родничок», «Дети
гор».

Возраст детей 5-6 лет. Продолжительность одного занятия – 25 минут.
Допустимая нагрузка в неделю не более 12 занятий. Количество занятий в
первой половине дня не дольше 2-3. Перерыв между ними 10 мин.
№

Базовая часть

Количество занятий
в неделю
1

2.

Формирование элементарных
математических представлений
Ознакомление с окружающим

3.

Развитие речи

2

4.

Музыка

2

5.

Рисование

2

6.

Аппликация/лепка

7.

Физкультура

8.

Конструктивно – модельная деятельность

1

Национально- региональный компонент

+

1.

1

0,5/0,5
2+1(на прогулке)

13
Итого:
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Игровая деятельность
Ежедневно
Чтение художественной литературы

Ежедневно

Общение при проведении режимных
моментов
Развивающее общение на прогулке

Ежедневно
Ежедневно

Базисный учебный план в подготовительной группе МКДОУ,
реализующего программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения
до школы», в соответствии с ФГОС, под редакцией Н.Е.Вераксы, региональный
компонент
–Региональная
образовательная
программа
дошкольного
образования Республики Дагестан, программа «Родничок», «Дети гор».

Возраст детей 6-7 лет. Продолжительность одного занятия – 30 минут.
Допустимая нагрузка в неделю не более 13 занятий. Количество занятий в
первой половине дня не более 2-3. Перерыв между ними 10 мин.
№

Базовая часть (инвариантная)

Количество занятий
в неделю
2

2.

Формирование элементарных
математических представлений
Ознакомление с окружающим

3.

Развитие речи

2

4.

Музыка

2

5.

Рисование

2

6.

Аппликация/лепка

7.

Физкультура

8.

Конструктивно – модельная деятельность

1

Национально - региональный компонент

+

1.

1

0,5/0,5
2+1(на прогулке)

14
Итого:
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Игровая деятельность
Ежедневно
Чтение художественной литературы

Ежедневно

Общение при проведении режимных
моментов
Развивающее общение на прогулке

Ежедневно
Ежедневно

Физическое воспитание в МКДОУ «Детский сад № 1
«Солнышко» на 2022 - 2023 учебный год
Формы
организации

2 младшая
группа

Средняя
группа

Старшая
группа

Подготовите
льная
группа
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения
режимных моментов деятельности детского сада
1.1. Утренняя
Ежедневно Ежедневно Ежедневно
Ежедневно
гимнастика
5-6 минут 6-8 минут 8-10 минут 10-12 минут
1.2.
3 -5 ежедневно в зависимости от вида и содержания
Физкультминутки
занятий
1.3. Игры и
Ежедневно Ежедневно Ежедневно
Ежедневно
физические
10¬15
15 – 20
20 -25
25-30 минут
упражнения на
минут
минут
минут
прогулке
1.4.Закаливающие
процедуры
Ежедневно после дневного сна
1.5 Дыхательная
гимнастика
Ежедневно после дневного сна
2. Физкультурные занятия
2.1. Физкультурные
занятия в
помещении.
2.2. Физкультурные
занятия на свежем
воздухе.

2 раза в
неделю по
10 - 15
минут
1 раз в
неделю по
10 - 15
минут

2 раза в
неделю
по 15 – 20
минут

2 раза в
неделю по
25 минут

2 раза в
неделю по 30
минут

1 раз в
неделю
по 15 -20
минут

1 раз в
неделю 25
минут

1 раз в
неделю 30
минут

3. Спортивный досуг
3.1.Самостоятельная
двигательная
деятельность
3.2 Спортивные
праздники
3.3.Физкультурные
досуги и

Ежедневно под руководством воспитателя
(продолжительность определяется в соответствии с
индивидуальными особенностями ребенка)
2 раза в
2 раза в
2 раза в год
год
год
1 раз в
1 раз в
1 раз в
1 раз в месяц
месяц
месяц
месяц

развлечения
3.4. Дни здоровья

1 раз в
квартал

1 раз в
квартал

1 раз в
квартал

1 раз в
квартал

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что каждый ребенок
получает комплекс образовательных услуг, не превышая допустимой нагрузки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».